Содержание материала
Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужна орфография»
Знание русского языка является ключом не только к правильному пониманию изложенных на бумаге чужих мыслей, но и к правильному выражению своих. И все это попросту невозможно без изучения правил орфографии. Именно она является разделом науки о языке, который включает в себя правила написания слов.
С орфографией мы знакомимся в самых младших классах. Она объясняет нам, что «жи» и «ши» пишутся через «и», а при отсутствии ударения в корне в нем пишется та же буква, которую мы слышим под ударением.
Нужна ли нам орфография сегодня? Ведь можно просто набрать текст на компьютере, где специальная программа проверит правильность написания слов. А если нас не устроит полученный результат, то на помощь приходит Интернет, который предоставит онлайн-словарь. С одной стороны, современному человеку вовсе не обязательно учить в поте лица правила орфографии. Однако в компьютере слово, которое вы напишете с ошибкой, может получить совсем другой смысл. Например, фразу «в лесу» легко превратить «в лису». Программа не заметит ошибку, найдя нужное слово в словаре.
Так зачем владеть орфографией современному человеку? Для того чтобы не допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей. Это позволит правильно понять смысл любого текста. Если один человек будет писать или говорить, допуская ошибки, то другой его просто не поймет или сделает это неправильно.
Человека, знающего орфографию, можно без сомнения назвать культурным. И это не настолько сложно, как кажется. Для того чтобы писать грамотно, достаточно усвоить простые принципы орфографии и быть начитанным человеком.
Видео
Какие буквы помогает писать орфография
С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Проверяемые
Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.
Непроверяемые
Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».
Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».
Чередующиеся
Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.
Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.
Зачем нужна орфография?
Зачем нужна орфография?
Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.
Вы, наверное, говорите себе: «Зачем нужна эта орфография? Неужели без нее никак нельзя?» Орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Так, например, в рассказе М. Пришвина «Дедушкин валенок» слово «пора» (25) можно написать в соответствии с произношением – «пара», допустив при этом орфографическую ошибку. Тогда смысл слова изменится.
Русский как иностранный
Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.
В первом классе основная задача — научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?
Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.
Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.
Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.
Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя — дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.
Какие буквы помогает писать орфография
С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Проверяемые
Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.
Непроверяемые
Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».
Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».
Чередующиеся
Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.
Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.