Особенности чашек из костяного китайского фарфора

История создания

Впервые тонкостенный, практически прозрачный, фарфор был изготовлен в Китае. Технология хранилась в строжайшем секрете. По этой причине появилось несколько рецептов, самостоятельно разработанных мастерами по керамике.

Европейский вариант создал англичанин Томас Фрай. Он придумал технологию, которую впоследствии доработал другой английский керамист Джосайя Споуд. Посуда, изящные статуэтки и, конечно, великолепные вазы немецкого производства появились чуть позже.

Российские мастера также не имели доступа к технологиям изготовления тонкого фарфора. В 60-х годах прошлого столетия на Ломоносовском (Императорском) фарфоровом заводе была получена первая формула. С этого периода предприятие запустило в производство посуду и художественные изделия из тончайшего костяного фарфора.

Изделия от Императорского фарфорового завода (Санк

Изделия от Императорского фарфорового завода (Санкт-Петербург)

Видео

Рождение  «тонких штучек»

Читайте также:

Читайте также:

Чашки из костяного фарфора, как и многие другие фарфоровые изделия, производят методом литья. Для этого формы, отлитые из гипса, до краев наполняется жидкой фарфоровой смесью, напоминающей сметану – шликером. Гипс начинает «отбирать» у шликера влагу – и в результате на внутренних стенках формы постепенно нарастает фарфоровая «корочка». Когда она набирает нужную толщину – лишний шликер удаляют из формы. Потом подсохший «черепок» (так называют необожженный фарфор) начинает отставать от стенок формы – и его извлекают.

Состав и преимущества материала

Технология изготовления костяного фарфора в разных странах отличается. У каждого производителя свой состав фарфоровой смеси, своя температура обжига и техника декорирования. Базовая формула предусматривает по 25% каолина и полевого шпата с примесью кварца. Остальные 50% — это пережженные кости животных. В состав костяной золы при этом входит около 85% фосфорнокислого кальция.

Изделия могут проходить два или три цикла обжига, в зависимости от применяемой техники росписи. Первый производится при температуре 1200-1300 градусов, а второй при 1050-1100 градусах. Сам процесс создания фарфоровых предметов выглядит следующим образом.

  1. Фарфоровое тесто заливается в специальные формы, которые затем начинают сильно вращать. В результате таких действий частички смеси оседают на стенках.
  2. После этого из форм достаются заготовки будущих предметов. Их размеры больше оригиналов и они имеют молочно-белый цвет.
  3. Отдельные детали, такие как ручки, элементы декора, носики, ножки, делают в отдельных формах, а затем приклеивают к основному изделию вручную.
  4. Все швы и стыки на поверхности изделий обязательно затираются мокрыми губками и кисточками.
  5. При необходимости продукция покрывается слоем глазури и снова отправляется в печь.
  6. На поверхность готовых предметов, после обжига наносят разнообразные рисунки. Цветки и художественные узоры наносятся с помощью деколи — специальной пленки.

Некоторые мастера могут наносить рисунок на этапе перед вторым обжигом и нанесением глазури. Это называется подглазурная техника росписи.

Современные технологии предусматривают замену биологического фосфата кальция (животных костей) на минеральный. Качество посуды при этом не меняется.

Фирменные вещи из костяного фарфора имеют целый ряд преимуществ, за счет которых приобретают популярность у потребителей. Материал отличается более мягким цветом и особенной белизной. Помимо красивого оттенка, сырье имеет и другие преимущества:

  • утонченность;
  • просвечиваемость;
  • гладкость;
  • воздушность.

Несмотря на свою кажущуюся хрупкость, костяной фарфор достаточно прочен, что позволяет использовать изделия из него в быту долгое время, если делать это аккуратно.

Основные производители костяного фарфора

Среди всех производителей этих королевских фарфоровых изделий, безусловными лидерами считают англичан, которые первыми освоили эту технику изготовления. Британские компании Wedgwood, Royal Doulton долгое время занимаются выпуском костяного фарфора, имеют статус крупнейших его изготовителей и поставщиков.

Превосходными навыками по созданию такого фарфора обладают и японцы. Их разработчики изменили установленную долю костяного порошка, из которого создаётся фарфоровая масса, вывели свою неповторимую формулу, усовершенствовав привычную технологию. Поэтому, Японский костяной фарфор знают во всем мире, ценят за оригинальность, красоту.

Фарфоровая продукция Японии всегда отмечается надписью: CHINA. Made in Japan. CHINA – аббревиатура костяного фарфора повышенного качества, происходящая от искаженного титула китайского правителя. Он первоначально владел заводом уникальных керамических изделий. Клеймо Bone CHINE наносится исключительно на утонченный, изысканный костяной фарфор.

Применяется ли фарфоровая масса с костяным компоне

Применяется ли фарфоровая масса с костяным компонентом в России?

Наша страна первый костяной фарфор произвела спустя два с половиной века после того, как его презентовала Европа. Все потому, что зарубежные умельцы тщательно хранили секрет производства. Подходящую массу для создания костяного фарфора, у нас разработали лишь в 1968 году. Первую партию из этого материала выпустил Императорский фарфоровый завод. Это предприятие и сегодня является единственным местом России, где производят костяной фарфор. Здесь из него делают посуду, сувениры, украшения, даже дизайнерские платья.

Особенности ухода

Основные правила ухода:

  • Нельзя мыть приборы в горячей воде, она должна быть тёплой или иметь комнатную температуру.
  • Помните, что изделия не терпят перепадов температур, так что не нагревайте их и не отправляйте в холодильник. А перед наливанием горячих напитков предварительно медленно прогрейте стенки, поливая их горячей водой.
  • Нельзя тереть поверхность жёсткими губками и мочалками.
  • Не допускается применение для мытья агрессивных моющих средств.
  • Протирайте костяной фарфор мягкой сухой тряпкой для удаления влаги. Пыль же можно удалять впитывающим чуть влажным материалом.
  • Не следует двигать чашки и тарелки по столу: на дне могут появляться сколы и царапины.

Технология изготовления костяных изделий

  • Готовой фарфоровой массой заливают специальные формы, которые после заполнения начинают вращать с большой скоростью. Это необходимо, чтобы частички сырья равномерно осели на стенках, целиком заполнили мельчайшие детали формы.
  • После формовки заготовки или слепки извлекают. По размерам они несколько больше готовых предметов, но уже на этом этапе имеют характерный молочный цвет.
  • Статуэтки обычно изготавливают целиком, в посуде же такие мелкие фрагменты как носик, ручки, декор, фигурные элементы отливаются отдельно. Перед обжигом их приклеивают вручную к заготовке, тщательно затирая кисточками, мокрыми губками швы, стыки, кромки.
  • После заготовки подвергают обжигу при t до +1200-1300оС. В зависимости от технологии обжигать могут 2-3 раза. Это необходимо чтобы из заготовки по максимуму испарилась вода, вследствие чего она становится на 14-15% меньше первоначального объема.

После первого обжига изделия внимательно осматривают на предмет наличия трещин, наплывов, других деформаций. Если все в норме, покрывают специальной глазурью, отправляют на повторный обжиг при t +1050-1100оС.

Кстати! Если хотят получить предметы с подглазурной росписью, заготовки перед глазированием, вторым обжигом дополнительно декорируют (расписывают). Если нет, роспись делают уже после второго обжига, поверх тончайшего слоя глазури.

После второго обжига изделие обретает характерный приятный и теплый бело-молочный цвет с характерным глянцем. Если предполагается декорирование, далее расписывается вручную, исключительно натуральными красками на основе минеральных пигментов.

Некоторые производители украшают готовые предметы деколью. Что это такое?

  • Деколь – специальные картинки, переводимые на фарфоровую поверхность вручную.
  • Картинки изготавливают по особой технологии с использованием специальных красителей.
  • Когда рисунок нанесен, изделия вновь подвергают обжигу при t +900оС. Это необходимо для того, чтобы декор прочно держался, как бы вжился в глазурь.

История

В середине XVIII века сразу два английских предприятия, производивших изделия из полуфарфора или как его ещё называли мягкой пасты – материала, не содержавшего каолин, попытались самостоятельно разгадать рецептуру Мейсена и китайских мастеров. Обе фабрики работали в окрестностях Лондона, позиционировали свою продукцию как предмет роскоши и соперничали за клиентуру. Одна располагалась в районе Стратфорд ле Боу (боро Тауэр-Хамлетс), а другая – в Челси.

Мягкая паста отличалась высокой пластичностью, однако из-за низкой температуры обжига разрушалась намного чаще и быстрее твёрдого фарфора. Неудивительно, что производители искали способы увеличить прочность материала. В 1748 году художник и гравёр Томас Фрай – совладелец керамического предприятия в Боу, впервые попробовал добавить в мягкую пасту пережжённые кости животных. Фабрика находилась неподалёку от скотного рынка и бойни в соседнем графстве Эссекс, поэтому сырья для экспериментов оказалось более чем достаточно. Фрай пришёл к выводу, что мягкая паста, в состав которой входит около 45% костяной золы, после обжига получается намного прочнее, белее и прозрачнее. Своё изобретение он назвал «fine china», то есть отличный фарфор. Посуда производилась методом прессования, а не шликерного литья, как на конкурирующей фабрике в Челси. Лепить вручную из новой разновидности мягкой пасты было трудно, из-за хрупкости и ломкости сырого материала.

Улучшенная формула от Джозайи Споуда

Улучшенная формула от Джозайи Споуда

Изобретение Фрая можно назвать костяным протофарфором. Изделия фабрики в Боу были далеки от совершенства: они приобретали кремовый оттенок и деформировались при обжиге, в зависимости от колебаний температуры. Всё изменилось после того, как другой англичанин – Джозайя Споуд в 1796 году представил свою версию «fine china», уже на основе каолина. Кроме того, он несколько изменил технологию обработки костей животных, упростив и усовершенствовав процесс кальцинирования.

Споуд, в отличие от Фрая, был профессиональным керамистом с большим опытом работы в гончарном деле. В 1700-х годах он некоторое время сотрудничал с другим «пионером» английского фарфорового дела – Джозайей Веджвудом. В 1770 году Споуд арендовал в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир) фабрику по производству белого фаянса и посуды из кремнистой глины. С 1788 по 1793 годы здесь проводились опыты по доработке формулы костяного фарфора.

Рецепт Споуда:

Рецепт Споуда:

  • 6 частей золы;
  • 4 части фарфорового камня;
  • 3,5 части каолина.

Именно эти пропорции с небольшими вариациями, применяются и сегодня на большинстве профильных заводов. А предприятие Споуда, названное его именем, по-прежнему входит в десятку наиболее престижных производителей.

Своей популярностью уникальная тонкостенная керамика во многом обязана продолжателю семейной традиции – Джозайе Споуду II. Обладая развитой коммерческой жилкой, он не только продолжил дело отца, но и придал ему размах, сделав костяной фарфор общенациональным достоянием. Также Споуд-сын стал добавлять в шликерную массу полевой шпат, играющий роль плавня. Благодаря этому компоненту, готовые изделия приобрели максимальную прозрачность и глянцевитую поверхность.

Прогрессивные технологии позволили снизить затраты на изготовление костяного фарфора, сделав его доступным широкому кругу покупателей. На волне интереса к новому виду тонкостенной керамики, большинство английских предприятий последовало примеру семьи Споудов. Центром производства стал Сток-он-Трент, где и в настоящее время располагаются самые известные профильные фабрики. Вплоть до середины XX века производство «bone china» было монополией одного государства, поэтому он так и назывался «английским».

Императорский фарфоровый завод

В 1960-х годах на Ломоносовском заводе в Ленинграде заговорили о поиске собственной формулы «bone china», который не уступал бы английскому. Инициатором разработки стал директор предприятия – Александр Сергеевич Соколов. Он отличался склонностью к инновациям и внёс немалый вклад в техническую и художественную модернизацию ЛФЗ.

В 1966 году сотрудники экспериментальной лаборатор

В 1966 году сотрудники экспериментальной лаборатории притупили к созданию опытных образцов. В первую очередь следовало правильно подобрать пропорции золы, чтобы она с одной стороны снижала содержание оксидов железа, отбеливая фарфоровую массу, а с другой – не влияла на её прозрачность. Второй «загвоздкой» был температурный режим, при котором обжигались изделия. Перед разработчиками стояла задача – довести стенки посуды до толщины в 1 мм, без потери прочности и способности сопротивляться механическим воздействиям.

До настоящего времени точный рецепт фарфоровой массы и режим обжига держатся в строгом секрете. Известно лишь, что для сырых изделий нужна более высокая температура – в пределах 1280°С, а для глазурованных её снижают до 1180°С. Через 2 года отечественным умельцам действительно удалось обогнать английских конкурентов, добившись выпуска более тонкостенной, но при этом невероятно прочной, прозрачной и «звонкой» посуды. Чтобы глазурь не добавляла толщину спеченному черепку, её стали наносить не традиционным методом окунания, а пульверизатором.

И это – далеко не единственная инновация ЛФЗ. Специально под новое фарфоровое производство была сконструирована двухканальная электрическая печь, отличавшаяся компактными размерами и высокой производительностью – до 850 тыс. изделий в год. Кроме того, появились литейные станки, позволявшие равномерно наполнять формы шликером и, как только заготовки наберут нужную толщину, удалять лишнее. Автоматическим методом удавалось получить свыше 2 000 изделий за смену, в то время как вручную рабочие могли сделать не более 600.

Другие страны узнали, что такое костяной фарфор ЛФ

Другие страны узнали, что такое костяной фарфор ЛФЗ, во время «Московской Олимпиады – 80». Сувенирные сервизы и чайные пары удивительной белизны и прозрачности пользовались высоким спросом и принесли ленинградскому заводу международную славу. Его продукция – наполненная светом, почти невесомая, больше всего походила на классический китайский фарфор «яичная скорлупа», который безуспешно пытались копировать многие европейские производители.

Nikko

Примерно в одно время с ЛФЗ, в 1978 году к выпуску изделий «bone china» приступила японская компания Nikko. Если «ломоносовцы» пытались раскрыть поэтическую сторону тончайшего воздушного фарфора, восточные керамисты с его помощью продемонстрировали виртуозность высоких технологий. Они стали добавлять в сырьё 50% золы из костей крупного рогатого скота, при стандартных 30 – 45%. Большое количество фосфата кальция увеличивает прочность посуды, но усложняет процесс её отливки и последующей обработки до первого обжига. Высокий уровень автоматизации, недостижимый ранее, помог японскому производителю решить эту проблему.

Продукция Nikko не только красива, полупрозрачна и

Продукция Nikko не только красива, полупрозрачна и отличается редким оттенком слоновой кости, она ещё и невероятно устойчива к внешним воздействиям. О многом говорит тот факт, что чашки и тарелки используются в ресторанно-гостиничной сфере. Японская компания словно посмеялась над всеми требованиями по уходу за деликатным фарфором. Её продукцию с маркировкой «Bone china» можно использовать для микроволновки, мыть автоматическим способом и ставить друг на друга, не опасаясь сколов или трещин.

Советы по выбору

Настоящий европейский фарфор — удовольствие не из дешёвых, поэтому его часто подделывают и не только в секторе антиквариата.

Определить категорию изделия: фарфоровый ли это ше

Определить категорию изделия: фарфоровый ли это шедевр или низкосортная, а, возможно, и небезопасная для здоровья подделка, можно по нескольким признакам:

  1. Посуда при ударе должна издавать мелодичный, постепенно угасающий звон. Постукивать по краю чашек или тарелок нужно специальной деревянной палочкой, не прикладывая усилий. Костяной фарфор издаёт более сильный звук с выраженными металлическими нотками.
  2. На свету почти все фарфоровые изделия становятся прозрачными. Исключение составляет продукция Гжели, стенки которой толще общепринятого стандарта в 2,5 мм.
  3. Если обратить внимание на донышко, нетрудно различить неглазурованный ободок. Он нужен, чтобы во время обжига изделия не «прикипали» к подставке. У фарфора такой ободок есть обязательно, у фаянса и других видов керамики — нет. Цвет «бисквита» должен быть таким же белым, как и глазурь, серые и жёлтоватые оттенки говорят о низком качестве продукции.
  4. Важно, чтобы глазурное покрытие не имело дефектов и микротрещин, так называемого цека. Его наличие свидетельствует о нарушении технологии обжига. Или под видом фарфора производитель пытается продать фаянс.
  5. Рисунок, нанесённый вручную, никогда не бывает полностью симметричным. Толщина линий варьируется — в центре они шире, затем постепенно сужаются, следуя за движением кисти. Как правило, не допускаются рельефные мазки, которые будут ощущаться на ощупь, поэтому гладкость фарфоровой поверхности не обязательно «скрывает» деколь. А вот полностью записанные поверхности скорее всего маскируют дефекты. Лучше, если рисунок будет занимать не более 15% от общей площади изделия.

Теги