Содержание материала
Что такое социология?
Данный термин образован от латинского слова societas (компания, общество) и древнегреческого λόγος (наука). Таким образом, социология – это наука об обществе. Она изучает особенности существования общества, проявляющиеся в нём закономерности, отношения между группами людей, реакцию общества на определенные события и прочее.
Главная особенность социологии, отличающая её от других наук, заключается в том, что «общее не равно сумме частей». То есть, обладая полной информацией о том, как в определенной ситуации поведёт себя каждый конкретный человек, нельзя предсказать, как будет вести себя группа людей.
Социология изучает законы, в соответствии с которыми формируется общество, исследует его структуру, ищет принципы формирования отдельных социальных групп и отношений между ними, пытается находить закономерности в массовых явлениях.
Основоположником социологии считается французский философ XIX века Огюст Конт. Основные работы, посвященные данной науке, он написал в период с 1830 по 1842 год. В качестве названия он выбрал термин «социология», предложенный французским политиком Эмманюэлем Жозефом Сьейесом (аббатом Сьейесом) в 1780 году.
Интересно, что изначально у Конта было собственное понимание того, что такое социология и какой она должна быть. Он представлял её некой всеобщей научной дисциплиной, объединяющей новые и накопленные знания из истории, философии, политики и прочих сфер. Но в дальнейшем она сформировалась в самостоятельную и самодостаточную науку.
Видео
Методы социологии
Ещё основоположник социологии Огюст Конт утверждал, что данная наука может опираться исключительно на научные методы, дающие достаточно точную и достоверную информацию. В основе современной социологии лежат такие методы как:
- Наблюдение. Сбор данных производится посредством фиксации происходящих событий, явлений и процессов. Наблюдение может быть скрытым или явным, обыденным или научным, включенным или невключенным (зависит от того, входит ли исследователь в изучаемую социальную группу или наблюдает извне).
- Эксперимент. Данный метод подразумевает создание определенных обстоятельств и наблюдение за реакцией социального объекта. Эксперимент может быть полевым (происходящим в естественных условиях) или лабораторным (происходящим в частично или полностью изолированной среде).
- Контент-анализ. Этот метод подразумевает сбор большого количества уже имеющейся информации и её исследование статистическими методами.
- Опрос. Людей из случайной выборки опрашивают, чтобы выяснить их мнение. При этом выборка должна быть репрезентативной (то есть, мнение опрошенных людей должно достаточно точно отражать мнение всех представителей исследуемой социальной группы).
- Экспертный опрос. В рамках такого опроса опрашиваются люди, основной род деятельности которых так или иначе связан с темой социологического исследования.
- Интервью. Это общение с одним респондентом, в рамках которого он подробно отвечает на вопросы по заданной теме.
- Социометрия. Это опрос, проводимый среди всех представителей небольшой социальной группы (например, школьного класса или студенческой группы).
Символический интеракционизм
В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».
Теории социального конфликта
В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.
Функции социологии
Познавательная. Обогащает науку знаниями о сущности социальных действий, явлений, о взаимосвязях между явлениями, о текущем состоянии развития проблемы и т.д.
Прикладная. Наука нацелена на решение проблем социальной действительности.
Контроль. Собранные с помощью социологического исследования данные необходимы органам власти. На их основе принимаются стратегические решения, выбираются способы решения проблем.
Прогностическая. Социологи на основе исследований и статистики способны строить прогнозы.
Воспитательная. Наука изучает духовно-нравственные вопросы, доносит знание до масс.
Социально-техническая. На основе результатов проведенного социологического исследования организации при наличии проблем в управлении создают проекты модернизации работы и деятельности.
Идеологическая. Социологическое знание позволяет сформировать индивидам мировоззрение.
Структура социологического знания
Институализация научного знания предполагает формирование системы. Социология как структурированная система содержит следующие элементы:
- Социальные факты, т.е. те научные знания, которые были получены и подтверждены, обоснованы в ходе исследования.
- Социологические теории. Подразделяются на специальные и общие. Теории развиваются в рамках определенных методологических направлений.
- Отраслевые теории. Подразделяются на те, что изучают конкретную сферу жизнедеятельности индивидов, те, что доказывают жизнеспособность программ эмпирических исследований, и те, что интерпретируют данные.
- Методы – способы сбора материала и его дальнейшей обработки.
Социология как система является самостоятельной, потому как имеет собственные методы исследования.