Что такое суффикс простым языком и как правильно находить суффиксы в словах

Суффиксы имен существительных

Суффиксы существительных также подразделяются на группы.

1. Суффиксы, которые могут образовываться не только от имен существительных, но также и от имен прилагательных, и даже глаголов. Например: «конь-конюх«.

2. Суффиксы, образующие существительные от существительных. В этом случае слово также получает особую эмоциональную окраску: грубость, любовь, доброта, дружелюбие. Например: «гном-гномик«.

Образованные от имени существительного все суффиксы в русском языке таблица:

Суффиксы Условия написания Примеры
оньк после твердых согласных легонько
еньк после мягких согласных

исключения: заинька, паинька, баиньки

Мишенька
онк-, —онок— , —енок после шипящих под ударением лягушонка, гусенок
ик если гласная суффикса при склонении сохраняется мальчик
ек если гласная суффикса при склонении удаляется денечек
чик после согласных: Д, Т, С, Ж, З доносчик
щик после согласных, кроме: Д, Т, С, Ж, З чистильщик
ичк от сущ. с суффиксом —иц водичка
ечк после мягких согласных и шипящих Мишечка
ышк слова среднего рода горлышко
ушк слова мужского рода и женского рода бабушка
о-, —е после шипящих под ударением пишется о, без ударения е горшочек, мешочек

Слова с суффиксом —ушк-, —чик-, —ечк— и другие показывают любовное, нежное отношение к тому или иному объекту, человеку. Поэтому особенно важны.

Слова с суффиксом —ик-обозначают принадлежность, какую-либо территориальную область.

Слова с суффиксом —еньк-же основаны на оценке чего-либо, например, миленько. Также важно отметить, что слова с суффиксом —еньк-образуют именно формы, а не новые слова.

Видео

Глаголы и остальные части речи

Отдельно нужно сказать о формообразующих суффиксах, которые не входят в основу слова. Все морфемы делятся на формообразующие и словообразовательные. Суффиксы в большинстве относятся ко второй группе, за исключением некоторых, образующих форму слова. К ним относятся:

  • Образующие формы инфинитива — ть, -ти, -чь. Бывать, выделить, пасти, беречь.
  • Образующие формы прошедшего времени — л. Увидел, сказал.
  • Образующие формы повелительного наклонения — и, -те. Уберите, проси.

Суффиксов глаголов не так много, но используются они не менее часто, чем в других частях речи.

Суффикс Значение Пример
-а/ -я Производное от существительного с тем же значением действия Слышать, лаять
-а/ -ка От звукоподражательных слов Кукарекать, хихикать
Становиться кем-нибудь Звереть, беднеть
Использование предмета; наделение характеристикой Сверлить, румянить, леденить, ослабить
-нича Заниматься деятельностью Сплетничать, рукодельничать
-ну Мгновенность, моментальность Брызнуть, охнуть
-ова, -ева, -ива, -ыва, -ствова Делать что-либо; находиться в каком-нибудь состоянии; предаваться деятельности, исходя из исходного слова Рифма — рифмовать, горе-горевать, молчать-безмолствовать
-ся Действие, направленное на себя; выражение чувства; действие, совершаемое несколькими лицами Мыться, радоваться, драться
Прошедшее время Видеть-видел
-и/-ите Повелительное наклонение Говори — говорите, лижи-лижите.

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

  • учить → учеба → учеб­ник;  учебник;
  •  цвет → цветистый → цве­тистость; цветистость.

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

  • шапка → шапочка (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
  • весть → весточка;
  • варить → заварить → заварка → заварочка (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфинитива:

  • мур­лы­кать —  мур­лы­кал;
  • отво­зить  — отво­зил;
  • засеять — засеял;
  • воз­не­на­ви­деть — воз­не­на­ви­дел.

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мур­лычущий, борющийся);
  • -им-/-ем- (при­носимый, белеемый);
  • -вш-, -ш- (опавший, при­нёсший);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­веянный, поваленный, натёртый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

    • -а/-я (бегая, слыша);
    • -в, -вши, -ши (услы­шав, скрывшись, потрясши).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

  • кра­си­вый — кра­сивее, кра­сивейший;
  • весе­ло — веселее;
  • чисто — чище.

Глагольные суффиксы

Суффиксы глаголов играют крайне важную роль в слове. Наделены рычагом регулирования формообразования и словообразования. Потому на их разбор следует уделить как можно больше внимания. Именно в данных правил дети, а иногда даже взрослые допускают больше всего ошибок. Но не стоит пугаться. Суффиксы глаголов не такие страшные, какими кажутся на первый взгляд. Их достаточно лишь разок хорошенько выучить, а лучше всего просто понять и отложить в памяти.

Суффиксы Вопросы для проверки Примеры
-ова-

-ева-

гл. 1 л. ед. числа должен оканчиваться на —ую-, —юю гарантирую-гарантировать

ночую-ночевать

ыва

-ива-

гл. 1 л. ед числа должен сохранять —ыва-, —ива испытываю-испытывать

вздрагиваю-вздрагивать

-а-

и

я

е

необходимо поставить гл. в форму инфинитива или же н.ф и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени —л дышать-дышал

пилить-пилил

лаять-лаял

развидеть-развидел

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что мы узнали?

Суффикс – это часть слова, которая необходима для образования новых слов (иногда – их форм). В большинстве случаев он ставится после корня, но есть исключения, когда суффикс используется уже после окончания. Выделение суффикса – достаточно сложная задача, которая решается с помощью поиска слова, от которого було образовано разбираемое слово. При этом важно не включить суффикс в состав корня и не захватить часть корня в него. Особое внимание необходимо уделить правописанию суффиксов в разных частях речи, так как это очень непростой вопрос.

Теги